Предприятие по прокалке нефтяного кокса досрочно погасило кредиты и выходит в отраслевые лидеры
Когда восемь лет назад на территории павлодарской специальной экономической зоны была запущена установка по прокалке нефтяного кокса, многие бизнесмены задались вопросом: почему же к ним не пришла такая идея! Проект выглядел беспроигрышно.
Два десятка лет сырой нефтяной кокс, остававшийся после переработки нефти на ПНХЗ, продавался по низким ценам в Россию на предприятия, занимающиеся его прокалкой. А в это время местный электролизный завод закупал необходимый ему для производства анодных блоков прокаленный кокс у российских и китайских производителей.
— Сырой нефтяной кокс – это тяжелые остатки процесса переработки нефти, — объясняет начальник производственно-технического отдела ТОО «УПНК-ПВ» Вахит ГАДАМУРОВ. – Легкие компоненты – бензин, дизель и др., полученные на ПНХЗ, по рыночным ценам реализовывались потребителю, а тяжелые остатки, такие как гудрон, битум, мазут, собирались в одну массу и подвергались коксованию. Далее полученный продукт — сырой нефтяной кокс — реализовывался по очень низким ценам, и купить его мог любой желающий. И тут появляемся мы. Наше предприятие осуществляет прокалку кокса, то есть подвергает сырье высокотемпературной обработке, в процессе которой удаляются летучие компоненты, влага, происходит выстраивание более структурированной кристаллической решетки, за счет чего увеличивается действительная плотность и уменьшается удельное электросопротивление. При этом мы можем работать с сырьем любого качества. То есть кокс любого производителя, после прокаливания на мощностях ТОО «УПНК-ПВ» по своим физическим параметрам, будет соответствовать требованиям анодного производства.
Помимо павлодарского электролизного завода, с 2019 года павлодарский прокаленный кокс неожиданно нашел спрос в Китае, что не может не удивлять. Ведь в Китае имеются собственные предприятия в достаточном количестве. (Кстати павлодарскую установку спроектировала и построила известная китайская международная инженерно-строительная компания NFС). Но китайцы оценили плотность павлодарского кокса.
— Уровень квалификации наших специалистов очень высок, на столько, что за нашими специалистами ведется постоянная охота, особенно за лабораторией, — рассказал заместитель гендиректора по производству Рашит ГАЛИНУРОВ. – К примеру, россияне таких показателей, как мы, получить не могут. При этом за все время работы у нас не было ни одной аварии. Представители генерального подрядчика, строившего наш завод, на этапах пуско-наладки держали нас на расстоянии от оборудования, хотели на сервисное обслуживание посадить, большие деньги просили! Постепенно мы их от одной печки отстранили, стали сами работать. Они на одной печке, мы на другой. И у нас показатели лучше!
Все вредные выбросы на УПНК, благодаря современным решениям в области утилизации тоже идут в переработку. В процессе прокалки образуются высокотемпературные дымовые газы. От них надо было как-то избавиться. По экологическому законодательству в атмосферу отходы выбрасывать нельзя, где выход? Изучив экологические нормы, предприятие пошло на дополнительные расходы и построило новую технологическую линию, включающую котел-утилизатор, фильтры механической и химической очистки и турбоагрегаты. Данное оборудование позволяет остудить дымовые газы за счет передачи их тепла воде с нагревом ее до температуры 400 градусов и образованием острого пара, энергия которого посредством турбоагрегатов преобразуется в электрическую. 30% от полученной энергии покрывает собственные нужды предприятия, а остальное реализуется в общую сеть. Это уникальный подход в электроэнергетике, поэтому на защите проекта в министерстве энергетики этот метод пришлось записывать отдельной графой. Кроме того, дымовые газы очищаются и подвергаются механической и химической очистке: на механических фильтрах улавливаются все взвешенные частицы, далее газ опрыскивается реагентом, а образовавшийся раствор улавливает вредные не только для экологии, но и для оборудования оксиды серы. Затем эту жидкую массу выжимают и получают гипсосодержащий продукт, который используют в строительстве.
Павлодарская установка обошлась ТОО «УПНК-ПВ» в 22,9 млрд тенге. Из них: 80% — заемные средства и 20% — собственные. Первые три года компанию субсидировало государство, средства были заемными. Благодаря господдержке компания встала на ноги и уже самостоятельно досрочно закрыла кредиты (они были выданы на 10 лет с 2014 по 2024 год, а полностью погашены в 2021 году).
С введением в эксплуатацию завода по прокалке нефтяного кокса в Павлодаре производственная цепочка между нефтехимическим и алюминиевым кластерами замкнулась, и Казахстан значительно сократил свою зависимость от импорта.
Сегодня завод производит 180 тысяч тонн прокаленного нефтяного кокса в год. Половина продукции ТОО «УПНК-ПВ» полностью обеспечивает потребности казахстанского рынка. Вторая половина — продукция высокого передела — выходит на конкурентную позицию на мировом рынке. Экспорт идет в первую очередь на металлургические предприятия России и Китая, а также в другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
Тем временем на предприятии уже думают о расширении производства путем строительства новой печи. Этот проект потребует инвестиций в размере $70-75 млн и дополнительно создаст около 300 рабочих мест.
Также в планах наладить выпуск игольчатого кокса, необходимого при плавке стали в черной металлургии.
— Игольчатый кокс сейчас используется при производстве катодов и анодов для электромобилей. Технологией производства игольчатого кокса владеют только пять стран — Америка, Япония, Китай, Канада и Корея. Ни от одной из стран никакой промышленной информации о нем невозможно было получить. А сейчас Китай нам ее согласился раскрыть, потому что они с нами плотно работают и признают: мало таких людей, которые выводят заводы на прибыль за восемь лет с нуля. Это крейсерская скорость. На новый проект потребуется еще порядка 200 млн долларов инвестиций. Если эти два проекта воплотятся, к сегодняшним 462 на УПНК добавится еще 800 рабочих мест, — поделилась планами финансовый директор компании Гульбахыт БУТАЕВА.
Кроме того, будут увеличены производственные возможности за счёт строительства новой печи для прокалки кокса производительностью 150 тысяч тонн в год. Этот проект потребует инвестиций в размере $70-75 млн и дополнительно создаст около 300 рабочих мест.
— Это новая технология, дающая вполовину меньше потерь. Таких по СНГ пока нигде нет. Уже ведутся переговоры о разработке проекта. Надеемся на поддержку государства по программе «Экономика простых вещей», которая разработана, в том числе для обрабатывающей промышленности, — говорит Гульбахыт Бутаева.
Государственная программа “Экономика простых вещей” была создана для поддержки именно таких производств, позволяющих снизить зависимость Казахстана от импорта. Льготные условия финансирования позволили предпринимателям открывать новые заводы и модернизировать существующую производственную линию. В сентябре 2023 года президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ своем Послании народу поручил объединить программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Она позволит увеличить возможности отечественных производителей и расширить производства в два-три раза.
— Важно продвигать наиболее успешных и честных предпринимателей регионального масштаба. Они должны стать локомотивами развития новой, я бы сказал, справедливой экономики, — сказал Токаев на расширенном совещании по вопросам социально-экономического развития страны.
Впрочем, партнерство государства и павлодарского ТОО «УПНК-ПВ» уже стало наглядным примером справедливой экономики в действии. На сегодняшний день общая сумма налогов и платежей, внесенная ТОО «УПНК-ПВ» в бюджет государства, а также вклады во внебюджетные фонды составили свыше 9 млрд тенге и полностью покрыли затраты госказны на строительство павлодарской СЭЗ.